Спасибо вам за жизни этой свет,
За детский смех, за синь над головами!
За то, что к самой важной из побед
Отважно до Берлина прошагали!
Мы, ужасов не знавшие войны,
Склоняемся пред подвигом бессмертным!
Спасибо за безоблачные сны,
За хрупкий мир на маленькой планете!
Я очень хорошо помню сентябрьский день, когда задержался в школе после уроков. Мне нужна была консультация учителя истории при подготовке к реферату о Великой Отечественной войне. Что-то не складывалось в моей голове, я не мог выстроить концепцию своей работы. Я шел по уже пустому, длинному коридору, погруженный в свои мысли, и не заметил открытой двери. Естественно, я довольно ощутимо «приложился» лбом к неожиданному препятствию. Дверь, которая привела меня в чувство, открывала путь в школьный краеведческий музей. Видимо, уборщица мыла здесь пол и забыла закрыть комнату. До этого вечера я не один раз бывал в музее, здесь проходили встречи с интересными людьми, проводились Уроки Мужества, читались лекции по краеведению. Но никогда я не посещал музей один, всегда рядом были одноклассники, педагоги…
Как будто по наитию я переступил порог, нащупал рукой выключатель и с интересом стал рассматривать экспозиции, переходя от одного стенда к другому, от одной витрины к следующей. Я, казалось, погрузился в историю родной школы, в ее традиции, будни, праздники. И тут вновь какая – то сила свыше заставила меня замедлить шаг. Я остановился перед экспозицией «Учитель – профессия мирная», которая представляла собой собранную нашими краеведами информацию об учителях-фронтовиках. Это были фотографии, личные вещи, награды, документы и объемная книга, которая содержала воспоминания учителей-фронтовиков, их родственников, учеников, коллег о военных годах, об участии в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны. Двадцать три педагога школы прошли через ад и лишения войны, девять из них остались на полях сражений. Четырнадцать человек вернулись работать в школу, ни один из них не изменил самому мирному призванию – учить детей. Я медленно шел вдоль стенда, вглядывался в лица на фотографиях. Одухотворенные и простые, серьёзные и улыбающиеся, в военной форме с орденами и медалями и в штатском одежде. Двадцать три судьбы, двадцать три учителя, прошедших сквозь огонь и боль войны. И никого из них я не застал живым, слишком поздно я родился, слишком жестоко обошлась со здоровьем педагогов вторая мировая. Никто из них не дожил даже до 65-й годовщины Победы…
И тут мой взгляд остановился на небольшой любительской фотографии, пожелтевшей от времени. Группа бойцов стоит около какого-то здания. Все улыбаются. Неподдельные восторг и счастье написаны на их лицах. Читаю пояснение под фото: «Учитель истории Жуков Ф.В. на ступенях Рейхстага».
Весь мир сжался для меня до размеров этой фотографии. Сердце колотилось в горле, по спине пробежал холодок. С фотографии на меня смотрел учитель истории, у которого, к великому моему сожалению, недовелось учиться ни мне, ни даже моим родителям. Учитель истории, который вершил историю своими руками, который сам был частью Истории!!!
Я пытался рассмотреть лицо Фёдора Васильевича. Но, увы… Качество фотографии и ее размеры не давали этой возможности. Не могу объяснить, почему именно этот снимок так «зацепил» меня. Какая-то невидимая нить вдруг связала меня с учителем истории Жуковым, я почувствовал необъяснимое родство душ, характеров. Как будто мне в этот момент передали эстафету поколений, и я должен с честью пройти свой жизненный путь.
Но, не зная прошлого, не понимая сути и важности прошедших событий, нельзя двигаться вперед, строить будущее. И я понял, что ДОЛЖЕН узнать как можно больше о судьбе Жукова Фёдора Васильевича, об обстоятельствах, при которых было сделано фото у Рейхстага. Я был бы бесконечно счастлив, если мне удастся найти фото лучшего качества. Тогда я смогу разглядеть в деталях черты лица педагога, от которого принял эстафету времени. Но это в будущем.
Не могу сказать, что поиски информации были легкими. Часть материала я обнаружил в школьном музее, что-то рассказали родственники, которые еще проживают в нашем поселке, они же предоставили мне портрет учителя в военной форме.
Открытое лицо, умный проницательный взгляд, волевой подбородок, аккуратность в одежде…
Рассматривая снимок, я поймал себя на мысли, что мог бы целиком и полностью довериться этому человеку, и еще… мне показалось, что между мной и им есть несомненное внешнее сходство… Именно эти два фактора и заставляли меня продолжать поиски.
В архивах я нашёл воспоминания Фёдора Васильевича о войне, записанные с его слов основателем школьного музея Алеевой Светланой Федоровной. Я узнал, что свой воинский путь артиллерист Жуков начал в Подмосковье, испытал пекло обороны Сталинграда и Крыма, освободительным маршем прошел по Украине, Польше и закончилась его военная дорога в Германии, в Берлине.
Поразили и удивили меня воспоминания и рассказы Фёдора Васильевича о том, как он узнал о начале войны, о трудностях военных походов, в которых он принимал активное участие. « За месяц до начала войны часть выехала в Каменец – Подольский. Мы стояли на охране города. Я был дежурным. Звонок. Взял телефонную трубку и услышал разговор о том, что немцы начали войну. Было 5 часов утра. Сообщил командиру. Через 2 часа увидели немецкий самолёт. Он отбомбился на конюшни. В то время, на счастье, вся кавалерия выехала на учение. Все понимали – война началась».
Наш путь к победе был трудным и долгим. Сталкивались советские бойцы и с несправедливостью, неразберихой при отступлении. «Мы отступали. Вот уже и Дон. Генерал переправился на другой берег и отдал приказ взорвать за собой все мосты. Мы взорвали, но раньше, чем следовало! На другой день через Дон мы уже переправляли своихбойцов на чём могли и как могли, - с горечью вспоминал Фёдор Васильевич. - Потом Украина. Хотел вести дневник. Но это строжайше запрещалось. Отступали, но я был уверен: «Сейчас отступаем, а ведь скоро возвращаться придётся»».Было в боевой жизни Жукова Ф.В. и обычное везение: «Шли поезда не только военные. Помню, в одном составе везли спирт. Меня товарищи послали с флягой. Но ведь состав охранялся, и меня задержали. Тут послышался гул самолётов, началась бомбёжка, я и убежал».Хотя не разрешалось на фронте вести дневниковые записи, но яркие моменты походной жизни надолго остались в памяти бойца - артиллериста. Вот ещё одно воспоминание, и мне кажется, что когда Фёдор Васильевич рассказывал об этом парнишке, в голосе его звучала горечь и сожаление: «Наступали на Кубани. Не ели по три-четыре дня. Выдавали в основном только табак и сахар. Много на себе не унесёшь. Приходилось ещё тащить пулемёт. А в нём 180 кг! Выдохлись. Дошли до сарая. Упали без сил. Ночью к нам подкрался 17-летний паренёк: возьмите с собой. Взяли. Под Ковелем мы заняли оборону. Выкопали котлован. Стали маскировать бруствер. Но как рассвело, мы прекратили работу. А он всё таскает. Говорим ему: «Заканчивай работать. Хватит». Не слушает. И вдруг упал замертво. Снайпер убил его в бок сзади. И крови не было почему-то». Из воспоминаний Фёдора Васильевича я узнал ещё и о том, что наши бойцы не ожесточились, пройдя через кровь и огонь сражений. «В Берлине встретили немца с оружием. Это уже после объявления победы было. Глядим заходит в дом. Мы туда. Взяли его. Оказалось, что прятался от учителя. Отпустили с богом».
Да, трудным был боевой путь Фёдора Васильевича. Начался он с города Каменец- Подольского, отступая, дошёл боец до Кавказа в составе 4-го Украинского полка, а наступая в составе 1-го и 2-го Белорусского фронтов, участвовал в боях за освобождение Польши, форсировании рек Вислы и Одера, дошёл до Рейхстага в Берлине.
За боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны Ф.В. Жуков награжден орденом Красной звезды, медалями: За отвагу, За оборону Кавказа, За освобождение Варшавы, За взятие Берлина, За Победу над фашистской Германией. Полученные награды говорят о том, что человек мирной профессии может быть настоящим героем, если этого потребует время и Родина!
Враг разбит, пришла долгожданная Победа. Жуков Ф.В. вернулся к любимой профессии. По окончании войны работал сначала в Бородинской школе, а с 1946 года - в Петровской учителем истории. Заочно окончил исторический факультет Ивановского педагогического института.
И только в 1979 ушёл на заслуженный отдых.
Узнавая факты военной биографии Жукова Ф.В., я все острее чувствовал связь между собой и им, все ближе и понятнее становился мне этот человек. Но одно не давало покоя, засело, как «гвоздь в голове» … очень хотелось узнать, при каких обстоятельствах был сделан снимок в Берлине, у Рейхстага?! Ведь это так интересно и удивительно: человек, работавший в моей школе - у стен Рейхстага! Это не в фильме о войне. Это реальность!
Ответ мне дал правнук Фёдора Васильевича, которого я нашёл в социальных сетях. Потомок педагога поведал мне историю, которая передаётся в их семье из поколения в поколение. А первым её рассказал своей жене и детям сам участник, боец – артиллерист, учитель истории. Вот что я узнал: «Одиннадцатого мая 1945 года мы с батареей проходили мимо Рейхстага. Увидели, что развалины здания все в надписях. Бойцы Красной армии оставляли свои автографы как символ того, что враг повержен. Решили и мы оставить свой след в истории. Нашлась краска, кисти. Каждый расписался, хотя найти свободное место было непросто. А тут мимо пробегал корреспондент с фотоаппаратом «Лейка», остановился, сделал фото, записал адрес нашей полевой почты и обещал доставить снимки. Не обманул, прислал. Каждому по пять фотографий. Вот так и был зафиксирован исторический момент моей биографии…»
…Я не знаю, как сложится моя судьба, какую профессию я выберу. Но одно я знаю совершенно точно, я просто обязан быть хорошим человеком, порядочным и гуманным. Эстафета, которую я принял, должна быть пронесена достойно. Недавно я услышал старую песню, и в ней были такие строки: «И живу я на Земле долго. За себя и за того парня…»
И я буду жить за себя и за учителя истории Петровской средней школы Жукова Фёдора Васильевича, фронтовика, дошедшего с боями до Берлина, который прожил долгую и достойную жизнь, который учил детей быть благодарными, призывал к миру, потому что ненавидел войну и всё, что с ней связано. Который незримо передал мне эстафету ВРЕМЕНИ.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.